Tkkastur.ru

Авто Бан
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка вилки велосипеда

Регулировка вилки велосипеда

Основным элементом первичной настройки в заднем амортизаторе велосипеда является правильное значение сэга. Понятие сэг означает процент сжатия амортизатора под весом велорайдера относительно своего исходного состояния. При большом значении сэга амортизатор работает мягче, но выше вероятность пробития (срабатывания до упора), а при меньшем – жёстче. В основном значение сэга равняется 20-30%. Точные рекомендации обычно производители пишут в инструкциях или на своих официальных сайтах. Для воздушных и пружинно-, воздушно- масляных механизмов регулировка осуществляется специальным насосом высокого давления, а измерение делают при помощи манометра, установленного на данном насосе. Для пружинного приходится пробовать крутить кольцо преднагрузки, которое по совместительству является упором пружины или ставить пружину с большим или меньшим показателем жёсткости.

Также в дальнейшем настраивается режим компрессии (то, насколько активно подвеска будет реагировать на препятствия) и скорость отскока (как быстро она будет возвращаться в исходное положение). Эти параметры также рекомендуются производителями и в конечном счете корректируются по личным предпочтениям и в зависимости от сложности трассы.

Что это такое?

Для начинающих велосипедистов стоит пояснить, что амортизатор – это одна из составляющих любой велосипедной подвески. Амортизаторы встречаются абсолютно разных видов и моделей. Многие известные современные велосипедные фирмы практикуют использование таких видов:

  • Воздушные;
  • Пружинные;
  • Со стабильной и не стабильной платформой.

Но то, по какому принципу он работает, и общий список настроек остается неизменным. За что отвечает вообще амортизатор, а задний в частности? Это приспособление необходимо для того, чтобы сглаживать неровности на дороге, делать их мягче, а значит, езда становится более плавной и комфортной. Но самое важное заключается в том, что амортизатор также отвечает и за вашу безопасность во время езды. Многие бояться правильно и качественно настроить амортизатор – настроек много, а мы не уверены в себе и зачастую оставляем все как есть. Это большое заблуждение. Если вы настроите амортизаторы правильно, то получите просто идеальный велосипед.

Как настроить заднюю подвеску

Перед началом работы удостоверьтесь в наличии всех необходимых инструментов – вы будете подстраивать амортизатор под свой вес.

Желательно настроить все перед ездой. Тем не менее, не забывайте брать с собой насос для амортизатора после, возможно вам понадобятся некоторые корректировки уже во время езды.

1. Настройте предварительное сжатие

Было бы неплохо иметь возле себя помощника, но можно справиться и одному, просто прислонившись к стене или другому твёрдому предмету.

Читайте так же:
Как отрегулировать подшипники заднего колеса велосипеда

Настройте предварительное сжатие

Для начала измерьте внутренний ствол амортизатора – это блестящая часть, двигающаяся внутри большого корпуса. Далее поделите значение на 4, чтобы получить ваш размер провисания.

проверка давления

Осторожно слезьте и зафиксируйте уровень провисания – насколько далеко сместилось измерительное колечко. Если значение больше или меньше 25%, нужно будет отрегулировать показатель psi (фунт/кв. дюйм). Большинство велосипедистов, которые используют воздушные амортизаторы, имеют показатель psi от 150 до 200, что даёт 25% провисания. Если у вас нет ни малейшего понятия, каким должно быть давление, подкачивайте или спускайте воздух до того момента, пока измерительный прибор не будет показывать 150 psi. Далее прибавьте или отнимите от 25 до 50 psi за один раз, чтобы достигнуть отметки в 25% провисания.
2. Настройте сжатие и отскок

Исходя из того, какую модель амортизатора вы используете, вам потребуется выключатель блокировки или регулировка сжатия и отскока. Если у вас стоит блокировка – достаточно подстроить её под тип вашего ландшафта. Если же у вас стоит регулировка – придерживайтесь следующих инструкций:

Прежде всего, посчитайте количество щелчков вашего диска. Просто прокрутите его полностью вперед и назад, подсчитав при этом щелчки.

Если у вас новый амортизатор или вы не понимаете, сколько нужно выставлять – поставьте диск посередине диапазона. Позже вы сможете поэкспериментировать, так или иначе, и достигнуть желаемого значения.

Редко, когда велосипедисты регулируют значения по-другому, большинство предпочитают оставаться в среднем диапазоне.

И помните, что различные маршруты и ландшафты требуют разных настроек, поэтому навыки регулирования подвески на практике будут очень полезны.

Задние амортизаторы велосипедов

В двухподвесных велосипедах упругим и демпфирующим элементом задней подвески служит амортизатор, как и в абсолютном большинстве современных мотоциклов. С тем исключением, что на многих мотоциклах устанавливают подвеску с двумя амортизаторами, в то время как на велосипедах давно и прочно закрепилась схема с одним амортизатором (моно-подвеска).

Рис. Задний амортизатор с компенсационной камерой

Принципиально задний амортизатор мало чем отличается от амортизационной вилки, но есть для него послабление: амортизатор не обязан поворачиваться, задавая траекторию колесу. А значит, его можно установить как угодно, и особенно важно, что производитель может снизить действие боковых сил на шток амортизатора. Но это не значит, что по конструкции он намного проще, чем вилка.

Ведь в его задачу, кроме отработки неровностей, входит и умение различать высоко- и низкочастотные колебания подвески. Но об этом чуть позже, пока же разберем, из чего состоит обычный задний амортизатор.

Читайте так же:
Как отрегулировать фары субару импреза

Упругим элементом служит или витая металлическая пружина (на рисунке), или герметичная воздушная камера, тогда амортизатор называют «воздушным».

Рис. Задние амортизаторы Cane Creek

С помощью крепежных отверстий амортизатор устанавливается в раму и подсоединяется к рычагу задней подвески. Регулировки амортизатора в целом повторяют таковые на вилках. Например, амортизатор DNM Burner-RC имеет три независимые регулировки: скорости отбоя, скорости сжатая и предварительной нагрузки пружины. Последняя регулировка служит для тонкой подстройки жесткости пружины под вес велосипедиста.

В более продвинутых конструкция предусматриваются и другие регулировки. Например, двухдиапазонная регулировка отбоя и/или сжатия, контролирующая эти параметры раздельно в начале или конце хода сжатия амортизатора. Или, например, регулировка прогрессивности сжатия путем изменения давления в компенсационной камере или ее объема. К слову, компенсационная камера в амортизаторе служит и для уменьшения габаритов основного корпуса, и для управления прогрессией, и для лучшего охлаждения амортизатора.

Рис. Работающий на разжатие (pull-stroke) амортизатор велосипеда Scott Genius
1 — верхняя точка крепления, 2 — нижняя точка крепления (не показана), 3 — позитивная воздушная камера, 4 — негативная воздушная камера, 5 — регулировка отбоя, 6 — воздушный клапан позитивной камеры, 7 — воздушный клапан негативной камеры, 8 — крепление тросика режимов работы к блокирующему клапану демпфера, 9 — привод блокирующего клапана демпфера, 10 — крепление тросика режимов работы к запорному клапану позитивной камеры, 11 — привод запорного клапана позитивной камеры, 12 — шток, В — воздух, М — масло

Принцип работы амортизатора

  1. Амортизатор полностью «открыт», то есть доступен весь активный ход. Запорный клапан 11 в этом случае полностью открыт, соединяя подпоршневое пространство с позитивной камерой 3.
  2. Амортизатор работает в «прикрытом» режиме, с уменьшенным до 1/3 ходом. В этом случае запорный клапан 11 закрыт, и позитивная камера разобщена с подпоршневым пространством. Поскольку объем подпоршневого пространства намного меньше, чем суммарный объем его с позитивной камерой, ход амортизатора (движение поршня вниз) становится существенно меньше.
  3. Амортизатор заблокирован. В этом случае вместе с закрытием запорного клапана 11 еще и блокируются клапаном 9 дроссельные отверстия d. Соответственно, шток 12 становится неподвижным относительно корпуса амортизатора.

Пружинный или воздушный?

  • меньший вес (актуально в спортивных велосипедах);
  • большая прогрессивность сжатия (зависимость возвратного усилия пружины не линейная, как на моделях с витой пружиной, а параболическая — это уменьшает риск «пробоя» амортизатора при сильном ударе);
  • возможность регулировки под любой вес велосипедиста, в то время как на пружинных амортизаторах грубая подгонка осуществляется заменой пружины.
Читайте так же:
Стучит после регулировки зажигания

«Врожденная» прогрессивность воздушых амортизаторов на некоторых велосипедах — только зло из-за особенностей кинематики подвески. Компромиссом может стать установка воздушных амортизаторов с камерой увеличенного объема (High Volume у моделей от компании Fox Racing Shox).

Рис. Амортизатор CLOUD NINE от CANE CREEK с воздушным демпфером

У такого амортизатора более линейная характеристика, чем у обычных, он более чуткий в начале хода. Иногда для этой же цели используют две воздушные камеры: позитивную и негативную, как и в некоторых вилках. Камеры накачивают или независимо (например в амортизаторах Manitou), либо есть автоматическое распределение давления из позитивной камеры в негативную (технология AirPort от Fox Racing Shox).

Еще один камень в огород «воздушников» — их капризность к погоде, точнее, к температуре. Эксплуатация «воздушников» в мороз может вызвать задубевание сальников и как следствие — утечку воздуха. Если в конструкции есть негативная камера, возможен так называемый stuck down — «залипание» амортизатора в сжатом состоянии. Это происходит, когда воздух из негативной камеры прорывается в позитивную. И конечно, воздушные амортизаторы на морозе становятся мягче, их снова приходится подкачивать. Ведь внутри-то воздух, а он при охлаждении сжимается.

Но если вы не катаетесь особо экстремально или в холода, то воздушный амортизатор будет лучшим выбором. Прогресс не остановить.

Что такое «платформа»?

Никакого отношения к железной дороге это не имеет.

Данный термин — лишь общее наименование технологии, позволяющей отслеживать низкочастотные колебания подвески от действия сил педалирования.

Из больших производителей пока только Marzocchi не имеет подобной технологии. У Fox Racing Shox это ProPedal, работающая на основе дроссельной фильтрации потока масла (пока на колесо велосипеда не приходит резкая высокоскоростная нагрузка, амортизатор «закрыт» полностью или частично). Компания Manitou предлагает похожую систему под названием SPV, тоже с дросселирующими клапанами и воздушным подпором основного клапана. В амортизаторах Rock Shox работает система Motion Control/Mission Control, схожая с ProPedal. А вот Specialized использует собственную технологию. Называют ее Brain («Мозг»), основана она эффекте инерции. Специальная подпружиненная масса, расположенная около оси колеса, «чувствует» удары со стороны грунта и открывает поток маслу только при езде по ухабам.

Нужна ли платформа? Безусловно, нужна, особенно на короткоходных спортивных байках, где большая потеря энергии от педалирования недопустима. Но не только так. Полезна она и на длинноходных двухподвесах, с ней они становятся более универсальными. Если раньше байкеру приходилось тратить силу впустую — значительная их часть уходила на раскачку подвески, то теперь даже фрирайдные велосипеды довольно уверенно карабкаются в гору. Кроме того, многие модели амортизаторов позволяют либо включать/выключать платформу, либо задавать уровень ее «помощи».

Читайте так же:
Как регулировать датчик положения дроссельной заслонки

Настройка заднего амортизатора

Есть три главных средства контроля: предварительная нагрузка, отдача и сжатие. Последнее иногда разделяется на медленное и быстрое сжатие на верхних концах амортизатора.

Предварительная нагрузка

Предварительная нагрузка — сопротивление, которое вилка дает против вашего веса. Чем больше ваш вес, тем больше предварительной нагрузки вам нужно. Для амортизатора со спиральной пружиной это обозначает большую или меньшую упругость, но для пневматических амортизаторов — это означает большее давление.

Демпфирование сжатия

Демпфирование сжатия появляется из внутренней части амортизатора и регулирует поток смазки через маленькие отверстия. Демпфирование сжатия влияет на амортизатор только тогда, когда происходит сжатие – оно не затрагивает предварительную нагрузку, но может иметь аналогичный эффект и на заднюю подвеску.

Чем больше прилагается давления, тем сложнее будет рулить. Это хорошо, если вы хотите, чтобы велосипед ехал ровно, без скачков, но отрицательный эффект будет выражаться в ограничении движения (см. ниже). Фактически, локаут подвески — просто чрезвычайно большое количество демпфирования сжатия.

Демпфирование отдачи

Демпфирование отдачи — подобно внутренней системе сжатия и затрагивает амортизатор, когда происходит возвращение к его естественному положению.

Когда вы применяете большее демпфирование отдачи (+), вилка будет возвращаться к ее естественному положению более медленно. Более медленное возвращение – или большее сжатие при отдаче – требуется, если вы чувствуете сопротивление велосипеда, особенно на поворотах или на кочках, но если повторяющиеся подскоки дают ощущение «уплотнения» — нужно меньше демпфирования.

Локаут (Блокировка)

Локаут наиболее распространен, он активно использует систему демпфирования сжатия, чтобы эффективно блокировать работу вилки.

Локаут полезен, когда вы сталкиваетесь с долгими подъемами или ровными поверхностями, где вам может захотеться приложить больше усилий при езде. CTD или подъем, маршрут, спуск- немного более продвинутая форма локаута, которая устанавливается для типа ландшафта, по которому вы едете. CTD -конкретный термин Fox, но у других изготовителей есть сопоставимые системы.

Режим подъема в значительной степени действует как локаут, хотя, как правило, дает большую свободу движения; режим маршрута или езды — это движение с большим сопротивлением, для удобства при езде с более жестким сжатием; в то время как спуск означает, что блокировка полностью активна и потребует меньше демпфирования сжатия во время использования.

Читайте так же:
Chery amulet регулировка клапанов

Виды компрессии передней подвески

Компрессия позволяет изменять скорость сжатия вилки, обеспечивая равномерный ход и плавное затухание. На передней вилке профессионального уровня компрессия представлена тремя вариантами:

  • низкоскоростная,
  • высокоскоростная,
  • блокирование.

Первый тип компрессии стабилизирует положение велосипеда на неровностях. Мягкость, точность прохождения препятствий, комфорт – все это низкоскоростная компрессия. По сути, ее настройка есть preload, о которой уже сказали выше.

Высокоскоростная компрессия отвечает за снижение ударных нагрузок на колесо, раму и велосипедиста. Замедляет ход амортизатора на приземлении, благодаря чему велосипед не подскакивает.

Ниппель, подающий воздух

Ниппель для подачи воздуха в амортизатор

Функция блокировки вилки позволяет перевести ее в режим 100%-ной жесткости. Устанавливая подвес на фиксированное положение, велосипедист выкатывает байк на ровные дороги. Для езды по пересеченным трассам вилку лучше не блокировать.

На некоторых воздушных моделях (например, Dual Air) можно отрегулировать отдельно давление и в позитивной, и в негативной камерах. Превышение компрессии в негативной части сделает вилку чрезмерно мягкой, а сам велосипед начнет раскачиваться на ходу.

Советы по выбору

Несоответствие заднего амортизаторного устройства типу рамы изменяет геометрию подвески и ухудшает комфорт велосипедиста во время езды. При покупке «сердца» подвески нельзя ошибиться в выборе, гарантии, лучшей цене. Профессионалы советуют:

  1. Покупайте амортизатор, который рекомендует производитель байка.
  2. Устройство подбирают в зависимости от целей катания, модели велосипеда, суммы бюджета.
  3. Конструкция должна подходить под раму велосипеда. На каждом изделии указана длина по осям и ход штока.
  4. При покупке воздушного устройства для кросс-кантри найдите на внешнем стоке цветную резинку, которая поможет при настройке конструкции.
  5. Стандартная пружина рассчитана на среднего велосипедиста. Поэтому изделие выбирают с учетом своего веса и личных предпочтений.
  6. Комбинированные амортизаторы с масляными резервуарами рассчитаны на продвинутый уровень гонщика.
  7. Для правильной работы вилка и амортизатор должны быть сбалансированными между собой. Все швы и соединения проверяют на аккуратность выполнения.
  8. При выборе амортизатора со встроенным блокиратором убедитесь в наличии специального клапана в заднем треугольнике.
  9. Каталожный номер заднего устройства должен совпадать с цифрами на коробке.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector