Tkkastur.ru

Авто Бан
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сход-развал колес автомобиля: что это, как часто и зачем регулировать углы установки колес

Сход-развал колес автомобиля: что это, как часто и зачем регулировать углы установки колес

Сход-развал колес автомобиля: что это, как часто и зачем регулировать углы установки колес

Ямы и выбоины в дорожном покрытии, открытые люки, кочки или даже небольшие удары о бордюр приводят к смещению углов установки колес. При процедуре проверки и регулировки «сход-развала» или «развал-схождения» проводят проверку углов установки колес и корректируют их значения до заводских. Рассмотрим подробнее, зачем нужен сход-развал, и в чем он заключается.

Зачем следить за правильными углами установки колес?

Даже при идеальных условиях эксплуатации, происходит износ элементов подвески и шин. Правильная настройка параметра сход-развал позволяет снижать последствия взаимодействия покрышек с поверхностью дороги. Учитывая сезонные изменения и качество покрытия дорожного полотна, неправильная регулировка приводит к нестабильному поведению автомобиля при прямом движении, поворотах, а также к стиранию шин.

Градусы колес

Выставление положения называется сход-развал. Процедура позволяет задать правильные углы относительно осей машины. Так как значения разные для каждой марки, производится регулировка при помощи специального оборудования. Задача мастера – выставить углы близкие по значению к заводским параметрам.

Сход-развал – как часто делать?

Когда я учился, нам на лекциях рассказывали о развале-схождении, сегодня все чаще говорят: сход-развал. Но как бы ЭТО ни назвалось, а правильные углы установки колес автомобиля, выверенные автомобильными конструкторами и испытателями на полигонах, надо неукоснительно выдерживать.

И для начала определимся с терминами, а это:

  • развал колес (положительный или отрицательный);
  • схождение колес (положительное или отрицательное);
  • кастер;
  • избыточная и недостаточная поворачиваемость;
  • факторы, влияющие на углы установки колес.

И начнем с факторов

Неправильно выставленные колеса по отношению к дорожному полотну формируют целый пакет этих самых негативных факторов, влияющих на управляемость автомобиля.

Во-первых, это – безопасность. Автомобиль, неадекватно реагирующий на ваше руление – это прямая (или, сказать точнее, кривая) дорога в кювет либо на встречную полосу движения.

Во-вторых, это, как минимум, повышенный износ элементов подвески, тех же подшипников в ступицах, так называемых «шаэсов» – шарнирных соединений, большинству автовладельцев известных как сайлент-блоки.

Но если первое, адекватность поведения автомобиля на дороге, проявляется только на высоких скоростях или при активном рулении (в автоспорте, например), то второе, износ элементов подвески, менее заметно и не столь затратно в силу «копеечных» цен за «все эти резиночки» в подвеске. А вот замена верхних и нижних опор (или их подшипников) – это операция с применением активных разборо-сборочных работ, то есть, уже куда более ощутимая финансово.

А самая наглядная и гораздо большая водительская печаль – это повышенный износ протектора шины, и нет большего разочарования в глазах водителя, когда встает необходимость банально выкинуть на свалку «блин, еще почти новое» колесо.

Регулировку схода-развала (или развала-схождения, называйте это как хотите) рекомендуется проводить хотя бы один раз в год. И это при условии вашего неспешного ежедневного передвижения по маршруту дом-работа-дом по ровным дорогам Москвы. А если вы «резкий парень», и вам присущ более агрессивный стиль езды, то под ваши колеса гораздо чаще попадаются неожиданные ямы-рельсы, приоткрытые канализационные люки и прочие городские негоразды. Впрочем, все это вы и без меня знаете.

В этом случае на стенд развала-схождения нужно заезжать почаще. У меня, например, это происходит именно так, я не умею ездить медленно и размеренно, мне обязательно нужно кого-нибудь обогнать и к следующему светофору приехать в числе первых.

Читайте так же:
Регулировка холостых на daewoo nexia

Наибольшее количество обращений на шиномонтаж по поводу разрубленных колес и на стенд по поводу схода-развала в Москве сервисмены наблюдают ранней весной, после зимы, когда из-под снега появляются во всей своей гранёной красе вымоины, промоины и прочие ямы и ямки. И особенно после такой зимы, когда, как говорят, вместе «со снегом сошел и асфальт».

А если случился вдруг боковой удар по колесу или – колесом вследствие заноса или сноса передней оси, то первое место, куда вам нужно доехать, это именно то, куда вы так торопились.

Но следующим пунктом вашего маршрута должен быть тот самый стенд схода-развала.

Поворачиваемость

Это специальный инженерный термин, и в теории автомобиля он имеет два значения – избыточная поворачиваемость и недостаточная. На поворачиваемость управляемых колес влияет множество факторов, которые подробно мы рассматривать не будем. Объясню лишь, и при этом упрощенно, более того – максимально просто!

При избыточной управляемости внутреннее колесо в повороте поворачивается на меньший угол, а внешнее – на больший, то есть соотношение сил, действующих на ось, стремится автомобиль как бы довернуть еще круче, чем того желает водитель. В этом случае автомобиль как бы более склонен к опрокидыванию.

При недостаточной поворачиваемости, наоборот, внутреннее колесо поворачивает «круче», а внешнее стремится как бы «ехать прямее».

Автомобильные инженеры (и автомобильные спортсмены) придают автомобилю те или иные свойства управляемой подвеске в зависимости от стоящих задач – нужна более «энергичная управляемость» или, наоборот, более высокая степень безопасности против опрокидывания.

Те же задачи настройщики решают и путем «игры» с углами установок колес при развале и схождении.

Развал

Развал – это поперечный угол наклона колес по отношению к дорожному полотну.

Если верхняя часть колеса наклонена к центру автомобиля (коленки вместе, лодыжки врозь), то такой развал считается отрицательным.

Отрицательные развалы «любят» автоспортсмены «кольцевики», когда автомобилю в асфальтовых поворотах желательно остаться в пределах проезжей части трассы, не сползти наружу поворота и при этом не потерять скорость.

Если верхняя часть колеса отклоняется от автомобиля (кавалерийская походка коленками наружу), то такой развал принято считать положительным.

Положительные предпочитают участники автокросса или раллисты на так называемых «затычных» трассах, когда важнее избыточная управляемость и высокая маневренность.

Развал изменяется в градусах.

Схождение

Измеряется в миллиметрах (или в тех же градусах).

Если расстояние по передним точкам колес меньше расстояния между задним точками, то есть, колеса «смотрят вовнутрь», то говорят о положительном схождении.

Если наоборот – расстояние по передним точкам колес больше расстояния между задним точками, то есть, колеса смотрят «в стороны», то говорят об отрицательном или обратном схождении.

Для чего подвесочникам нужно положительное или отрицательное схождение?

У так называемых классических, то есть, заднеприводных автомобилей передние управляемые колеса толкаются вперед задним приводом и стремятся развернуться «наружу автомобиля», поэтому в таких конструкциях применяют положительное схождение, тогда управляемые колеса при езде выравниваются до нулевого схождения.

У переднеприводных автомобилей управляемые колеса «гребут» и стараются «ввернуться вовнутрь», поэтому нормальным схождением («в состоянии покоя») для таких автомобилей будет отрицательное. Во время движения они также будут стремиться к нулевому, (схождение считается нулевым, если колеса одной оси параллельны между собой).

Примечание

Сервисмены и водители со стажем знают, что развал-схождение, а также недостаточная и избыточная поворачиваемость наиболее интенсивно работают «против колёс» во время разгонов и торможений, а также в поворотах. Поэтому более рачительные автовладельцы и разгоняются не так интенсивно, как весь остальной дорожный поток, и плавно тормозят, подкатываясь к светофору на нейтральной, и повороты проезжают на минимально безопасной скорости. Именно поэтому у них резина выхаживает по полтора-два срока.

Читайте так же:
Регулировка опережения зажигания на буране

Те, кто считает себя «реальными пацанами», стирают комплект колес на 70-75 процентах его расчетного пробега. Об автомобильных спортсменах и говорить нечего: в условиях экстремально агрессивной езды комплект резины порой не доживает и до конца сезона, а случается, что колесо превращается в лохмотья даже в пределах одного этапа или даже одного заезда.

Кастер

Кастером называется угол продольного наклона оси поворота, и подробно мы его рассматривать не будем, потому что он определяется еще на стадии разработки модели и устанавливается «навсегда» в условиях конвейера. В автомобильных сервисах к кастеру присматриваются только в процессе рихтовочных работ после ДТП.

Из личного опыта

На автомобилях «доинжектороной» и «раннеинжекторной» эпохи производители рекомендовали посещать пост развала-схождения не более, чем после 10-15 тыс. км пробега, сегодня рекомендованный «межразвалочный» пробег составляет около 30 тыс. км или один раз в год, в зависимости от того, что наступит раньше.

Внеплановая проверка и регулировка углов установки, повторюсь еще раз, понадобится в следующих случаях:

  • вы поймали яму и помяли колесный диск;
  • после ремонта и даже незначительного вмешательства в геометрию подвески или ходовой части (замена наконечников рулевых тяг, сайлентблоков и уж тем более в случаях замены опор, амортизаторов и их опор, а также рычагов подвески);
  • при выходе из поворота руль плохо возвращается «в ноль»;
  • автомобиль (вдруг неожиданно) начало уводить в сторону.

Примечание

Иногда так случается, что даже посещения «развальщика» автомобиль все равно тянет в сторону. Для начала проверьте (да и всегда, систематически проверяйте) давление в колесах, менее накаченное колесо и будет уводить подвеску в свою сторону.

Следующим пунктом – поменяйте передние колеса местами. Если уводить перестало или теперь уводит в другую сторону, то проблема не в геометрии подвески, а в самих колесах. Переобуйте колеса с диска на диск, переверните колеса на этих же дисках или, как минимум, проведите внеочередную балансировку, даже если вы это делали совсем недавно.

И еще: если после посещения стенда ваш автомобиль едет прямо, а баранка при этом стоит криво, то вы побывали у начинающего развальщика.

Оптика, лазер или компьютер?

Оптические стенды развала-схождения более просты, но и точность их измерений в разы ниже, чем у современных, поэтому еще нужно постараться, чтобы найти такой «древний» стенд с мерной линейкой, размеченной «до сантиметров» и с отвесами.

Лазерные «более прецизионны», но по большому счету они также являются оптическими и точность установки углов ваших колес, на самом деле, зависит от – развальщика!

Впрочем, и на компьютерном стенде иной головотяп может не столько настроить, сколько расстроить вашу подвеску.

Современный компьютерный стенд выявляет нарушения углов установки колес с точностью до минут и секунд, и чтобы ошибиться, тут еще нужно суметь. Знающий специалист может выявить недостатки не только в геометрии самой подвески, но и в геометрии кузова – побывал ли, например, ваш автомобиль в ДТП?

В компании Apollo Motors установлено оборудование самых последних поколений, и ваш автомобиль после посещения такого стенда получит распечатку результатов регулировки с датой, временем и подписью механика.

Читайте так же:
Скутер ямаха минт регулировка карбюратора

Мало того, что вы получите на руки такой документ, но и в памяти компьютера останется «история ваших болезней», где будут храниться все данные:

  • углы развала правого и левого колёс (для передней и задней подвески);
  • углы схождения правого и левого колёс (для передней и задней подвески);
  • смещение передней и задней осей автомобиля (если такое обнаружится);
  • продольный и поперечный угол наклона оси поворота колеса;
  • некоторые другие параметры, которые вам, как владельцу, ничего не скажут и – не особо нужны.

Цена такой операции, как регулировка схода-развала, сегодня в Москве не так велика по сравнению с последствиями, о которых уже я сказал выше.

Постскриптум

Добавлю лишь, что в Apollo Motors, могут проверить (и проверяют, и регулируют, и ремонтируют) подвески автомобилей марок: Audi, Alfa Romeo, Bentley, BMW, Chrylser, Daimler, Ferrari, Fiat, Ford, Honda, Hyundai, Jaguar, KIA, Lancia, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Nissan, Opel, Renault, Skoda, Toyota, Volkswagen, Volvo – все эти бренды выставлены в алфавитном порядке.

Что такое развал-схождение колес и для чего следует за этим следить

Развал-схождение изначально рассчитывается индивидуально под каждую модель автомобиля. Эти характеристики позволяют добиться максимальной устойчивости, комфорта и безопасности движения, и конечно — равномерного износа шин и деталей подвески. Понять необходимость регулировки установки колес помогут факторы, о которых будет рассказано далее. Что такое развал-схождение, как оно регулируется, на каком оборудовании и что еще нужно знать об этом?

Влияние углов установки колес

Характер поведения транспортного средства в плане управления определяется двумя факторами: углом развала и схождения колес, причем как передних, так и задних. Развал, измеряется в градусах, говорит о положении центральной плоскости колеса к перпендикулярной поверхности дорожного полотна. Данный параметр определяет качество сцепления шины с дорогой, а значит влияет непосредственно на устойчивость.

Угол положения колеса бывает в трех плоскостях:

отрицательный — когда верхняя часть колеса заходит под арку, проще — колеса стоят “домиком”;

нулевой — нижняя и верхняя часть колеса полностью параллельна;

положительный — такой развал вы можете наблюдать на передних колесах тракторов, именно такой угол устанавливался на советские авто, далее расскажу почему. Здесь расстояние между нижней точкой колеса меньше, чем верхняя.

Современные автомобили устроены так, что передние и задние колеса находятся в нулевом положении развала, иногда немного в отрицательном. Обусловлено это тем, что конструкция подвески и правильно подобранные параметры колес при полной загрузке автомобиля позволяют добиться необходимой устойчивости и равномерного износа протектора.

Развал колес у советских авто положительный, хотя на глаз это не видно. Когда условный автомобиль “Жигули” везет минимум два человека, при движении передние колеса выходят в нулевой развал, а при максимальной загрузке или перегрузе — уходят в “минус”. Кстати, это один из факторов, почему на советских авто не желательно ездить со скоростью свыше 100 км/ч, ибо далее авто идет на “взлет”.

Видели какой выворот у автомобилей Mercedes-Benz W124 и W140? Это называется углом Кастера. Важный показатель углов колес, который регулируется на всех современных авто. По научному Кастер — угол продольного наклона оси колеса.

На примере автомобиля ВАЗ-2108: угол Кастера регулируется положением передних амортизаторов, но так как опорная чашка здесь не регулируемая, то добиваются нужного угла за счет подкладывания дистанционных шайб под гайку “краба”. Таким образом стойка амортизатора наклоняется назад.

Читайте так же:
Прибор для измерения и регулировки света фар

На примере классических автомобилей ВАЗ: регулировка производится за счет установки шайб на ось нижнего рычага, соответственно, чем ближе рычаг к салону — тем острее рулевое управление и больше выворот колес.

Регламент по развал-схождению или когда нужно делать

Уделять внимание необходимо как по плану, так и внепланово. Регламент проверки развал-схождения варьируется от 10 до 30 тыс.км. Обычно мастера рекомендуют проверять углы каждую сезонную смену шин. Моя рекомендация — проверяйте раз в год, если пробег не превышает 30 000 км за это время.

Что касается внеплановых моментов, то появляются они в следующих случаях:

резина неравномерно изнашивается или осуществляется замена шин;

автомобиль самостоятельно уклоняется от колеси;

был произведен ремонт подвески с нарушением развал-схождения (замена сайлентблоков рычагов, рулевых наконечников, тяг и так далее);

после бокового удара или ДТП, которое повлекло за собой повреждение колесного диска, подрамника, балки и рычагов;

вмешательство в конструкцию и настройки высоты подвески;

частая езда по ямам и ухабам, агрессивный стиль вождения.

Какой результат ожидается после регулировки развал-схождения?

Устойчивость и прямолинейное движение автомобиля.

Равномерный износ шин.

Риск заноса минимизирован.

Уменьшение расхода топлива.

На каком оборудовании осуществляется развал-схождение

Вы часто можете слышать “3D развал-схождение”, как передовой способ максимально правильно настроить углы колес, однако этим удивить уже нельзя. Итак, существует три вида оборудования:

оптическое — родоначальник в области оборудования для “развала”, но имеющий недостатки в виде неприемлемых погрешностей и долгого процесса настройки;

лазерное — усовершенствованный вариант оптического оборудования, в данном случае углы настраиваются удобнее и качественнее за счет лазера;

компьютерная или 3D — наиболее распространенное, быстрое и удобное оборудование, которое на основе вычислений и данных выводит на дисплей все параметры углов установки 4-х колес.

Несколько слов о развальных болтах

Как правило, развальные болты-эксцентрики всегда закисают, прикипают, из-за чего невозможно отрегулировать развал колес. Поэтому мастера прибегают к использованию болгарки, и не всегда удается сохранить сайлентблок, который крепит развальный болт.

Всегда используйте только оригинальные развальные болты, потому как личный опыт говорит следующее:

аналоги быстро ржавеют и прикипают;

даже новые дешевые болты могут проворачиваться;

нередки случаи обламывания болта, что чревато серьезными последствиями.

Во избежание трудностей с регулировкой эксцентриков всегда используйте медную спрей-смазку.

Стоит ли отклонятся от заводских значений развал-схождения?

Однозначно на этот вопрос можно ответить в двух случаях:

если это отечественный автомобиль, и там приходится самостоятельно вычислять и методом проб подобрать ушли под свои потребности;

если были установлены тюнинговые компоненты, увеличен или уменьшен клиренс, а также установлены колеса большего радиуса.

Что обеспечивает правильное выставление сход развала и кастора?

  • более длительный срок службы покрышек;
  • высокая степень управляемости машины в поворотах и виражах;
  • стабильное поведение автомобиля на дороге;
  • более высокая отзывчивость машины на команды руля;
  • незначительное снижение расхода топлива.

Важность правильной установки развала схождения колес можно выразить двумя словами – безопасность и экономия. А потому, пренебрегать этой процедурой не стоит в любом случае.

Регулировка развала с помощью отвеса

Можно попробовать отрегулировать также развал колес, для этого потребуется:

  • кусочек мела;
  • измерительный инструмент;
  • нитка (веревка) с отвесом на конце;
  • автомобильный инструмент (ключи).

Регулировку развала производим так:

  • на прямой ровной поверхности устанавливаем колеса автомобиля прямо, на колесном диске снизу и сверху с каждой стороны рисуем мелом метки;
  • отвес устанавливаем у переднего крыла, измеряем расстояние от веревки до колесного обода;
  • прокатываем автомобиль вперед, необходимо, чтобы колеса прокрутились на 90º;Регулировка развала с помощью отвеса
  • снова замеряем расстояние между шнуром и диском, запоминаем или записываем результат. Разница в показаниях для переднеприводных машин должна составлять не более ± 1 мм;
  • снимаем переднее колесо, и на эту разницу верхним болтом двигаем поворотный кулак относительно амортизаторный стойки;Регулировка развала с помощью отвеса
  • накидываем колесо, снова проверяем отвесом и линейкой расстояние на разных положениях колеса;
  • получив необходимый результат, затягиваем болт с эксцентриком гайкой, ставим колесо, закручиваем основательно колесные болты.
Читайте так же:
На каком пробеге регулируют клапана на дэу матиз

Но самый точный результат получится только при регулировке на стенде, и на этом деле лучше не экономить.

Что означает «развал колёс»

Под развалом колёс подразумевается угол, показывающий, насколько опора отклонена в перпендикулярной плоскости относительно дорожного полотна. Другими словами, наружу или внутрь наклонены «развалены» колеса авто и на какой угол. При нулевом угле развала колеса оно стоит точно перпендикулярно горизонтальной плоскости.

При положительном наклонены наружу и расстояние между верхними точками колёс на одной оси превышает расстояние между нижними точками.

При отрицательном развале они наклонены внутрь. В случаях нарушения заданного (заводского) значения развала происходит быстрый износ протектора, плюс появляются проблемы с управлением авто.

Большая часть переднеприводных машин имеет небольшой положительный развал. Это позволяет уменьшить нагрузку на ведущие колеса и сократить передачу вибраций на рулевую колонку.

Схождение колес

Необходимо учитывать, что номинальный параметр угла развала колёс зависит от типа подвески и её конструктивных особенностей. Например, у машин с подвеской МакФерсон, конструктивно выставлен нулевой или небольшой отрицательный развал.

Схождение колес автомобиля

Под схождением колёс понимается разница расстояний между передними и задними точками колёс на одной оси, находящихся в горизонтальной плоскости. То есть это значение показывает величину угла между плоскостью вращения колеса и линией направления движения. Например, колёса «смотрят» внутрь, это положительное схождение или они «хотят» встретиться в перспективе и наоборот -отрицательное, когда «хотят» разъехаться и смотрят наружу автомобиля.

На большинстве машин конструктивно заложено положительное схождение ведущих колёс. Ненастроенное схождение колёс является причиной быстрого износа шин. При излишнем положительном схождении изнашивается наружная часть резины, при отрицательном -внутренняя часть протектора. Признаки того, что необходима проверка значений развала-схождения:

  • Неравномерный износ резины (основной показатель неисправности);
  • Увод машины в сторону от прямолинейного движения;
  • Занос авто в одну из сторон при резком торможении;
  • Невозврат руля после выполнения манёвра;
  • Вялая реакция руля.

Диагностики схождения колес

Нештатная проверка углов установки колёс в большинстве случаев вызвана наездом на препятствие, попадания одного из них в яму (открытый люк канализации), регулярная эксплуатация авто на дорогах без покрытия. Регулировку также необходимо выполнять после проведения ремонта ходовой части и рулевого управления. Общая рекомендация по проверке значений сход-развал, это после сезонной смены резины или при пробеге каждых 10-15 тыс. километров.

Регулировка развала-схождения

Угол развала колёс изменяют путём подачи поворотного кулака в ту или иную сторону. Изменение величины схождения колёс выполняется вращением соединительных муфт рулевых тяг.

Регулировку выполняют в основном на переднем мосту транспортных средств. Однако некоторые марки, такие как Nissan, BMW, Honda, Hyundai оснащены задней многорычажной подвеской, требующей выполнения регулировки колёс и заднего моста.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector