Tkkastur.ru

Авто Бан
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обод велосипедного колеса

От конструкции обода зависит жёсткость колеса, лёгкость возникновения его деформаций и возможность применения ободных тормозов.

На большинстве велосипедов сейчас устанавливаются коробчатые ободья. На шоссейных велосипедах могут устанавливаться ободья с более низкими стенками чем у дорожных велосипедов [1] .

Во многих ободьях, предназначенных для езды по пересечённой местности, для придания колесу большей жёсткости внутри обода коробчатого сечения добавляется дополнительное ребро жесткости. Такие ободья называются двойными. [ источник не указан 3023 дня ]

Виды велосипедных спиц

В продаже имеется несколько разновидностей спиц, которые отличаются между собой не только по длине, но и по толщине. Купить для ремонта велосипедов можно спицы толщиной 1.5 мм, 1.6 мм, 1.8 мм, 2 мм и 2.34 мм. Чем больше толщина, тем деталь прочнее, но также увеличивается и ее вес.

Спицы выбираются для скрепления колес в соответствии с категорией самого велосипеда. Например, если он используется исключительно для экстремальной езды, то колесо должно быть прочным, поэтому применяются более толстые.

Спицы также различаются и по типу головки на две категории: загнутые и прямые. Первый вид является более распространенным и используется на большинстве моделей велосипедов. Такие модели также являются и самыми дешевыми.

Прямые спицы обычно устанавливаются в фирменных моделях велосипедов, но так называемых, вилсетах. Кроме этого, они также различаются и по форме тела на плоские и цилиндрические с баттингом.

Следует отметить, что баттингом называется сужение спицы к середине. Такая технология позволяет снизить вес изделия, но при этом сохранить все практические качества, такие как прочность, надежность и устойчивость к нагрузкам.

Как правильно установить и/или подтянуть спицы на велосипеде

Как бы ни звучало утверждение велосипедных мастеров, но проблема с установкой/заменой и подтягиванием спиц на колесе велотранспорта является самой частой по обращению клиентов в сервисные пункты. Но для опытных велосипедистов такая статистика совсем неудивительна – тонкие спицы оказывают большое влияние и на динамику велосипеда, и качество катания, и на безопасность эксплуатации велосипеда.

Для того чтобы подтянуть спицы используют специальный инструмент – спицевой ключ. Устанавливают и подтягивают рассматриваемые запчасти велосипеда с помощью закручивания ниппеля, при этом основным моментом в процессе считается равномерность натяжения всех спиц – это служит гарантией равномерного распределения нагрузки на обод колеса.

Вообще, спицовка велосипедного колеса может осуществляться разными способами, но самыми популярными и надежными считаются радиальная и крестовая. В домашних условиях опытные велосипедисты часто делают трехкрестовую установку спиц, то есть спицы в колесе трижды пересекаются друг с другом.

Уход за велосипедом. Втулки, обода и спицы.

В прошлой статье мы рассмотрели вопросы поддержания давления в колёсах велосипеда, которое во многом отвечает за качество качения колеса. Но есть в велосипедных колёсах и другие вещи, за состоянием которых необходимо следить.

К таковым можно отнести:

  1. Натяжение спиц колеса;
  2. Регулировка/износ подшипников колёсной втулки;
  3. Искривления колёсного обода;
  4. Износ боковины обода на великах с ободными тормозами или тормозного ротора на великах с дисковыми тормозами.
Читайте так же:
Датчик температуры воды синхронизация двигателя

И, конечно же, стоит обращать внимание на кривизну и износ тормозных роторов. А проверяются эти параметры сходно кривизне колёсного обода и износу его боковины. С той разницей, что не надо приставлять линейку к тормозному ротору. Его искривления видно при его вращении в тормозном суппорте. И если изношенный тормозной ротор подлежит замене, то искривлённые не стоит торопиться менять или выбрасывать! Существует специальный инструмент, при помощи которого можно выравнивать тормозные роторы.

Суммируя всё вышесказанное следует сказать, что велосипед хоть и относительной сложный механизм (а порой даже очень сложное технологически изделие), но его эксплуатация, при выработке велосипедистом определённых навыков по своевременной диагностике неисправностей и их устранении, станет лёгкой и беззаботной. А сам велосипед сможет прослужить вам и дарить радость долгие годы, а может и десятилетия.

Эти вещи так же по силам проверить на соответствие норме самому велосипедисту!

1. Проверка натяжения спиц.

Если нет специального прибора (тензометр), то в быту натяжение спицы обычно проверяется руками. Необходимо цеплять одним-двумя пальцами спицы по очереди и они должны быть качественно натянуты. Спицы не должны играть, или быть ослаблены. В принципе изгиба быть не должно вообще. Если такое всё же наблюдается, то необходимо везти велик или колесо в мастерскую, что бы спицы протянули. Если конечно у вас нет навыков по сборке/спицеванию велосипедного колеса и вы не имеете для этого специального инструмента. Можно так же щёлкать ноготком указательного пальца по каждой спице. Они должны издавать «гул», характерный для толстых струн струнных музыкальных инструментов. В идеале тональность «гула» у всех спиц будет одинакова. Большая разница в тональности этого звука будет говорить о неравномерной натяжке некоторых спиц. Ну, а дребезжание какой-либо спицы или нескольких из них будет попросту «кричать» о том, что велосипеду пора в мастерскую на ревизию!

Подсказка: Ещё одним из признаков неправильного состояния спиц будет наличие щелчков в моменты, когда вы сильно тянете спицу первым и указательными пальцами. Обычно это происходит у новых или старых, но только что собранных колёс и говорит о том, что ниппель спицы или сама спица (на изгибе возле колёсной втулки) не прочно сидят на своём посадочном месте, или спица не прочно прилегает в месте перекрещивания с другими спицами. Устраняется обычно усадкой спицы на посадочное место и протяжкой ниппелей. Желательно в мастерских.

2. Проверка регулировки и износа подшипников колёсных втулок.

Регулировка подшипников втулки проверятся тоже достаточно легко. Необходимо приподнять велосипед с той стороны, где проверяется колесо, что бы оно оказалось в воздухе. Повернуть рукой колесо, что бы ниппель оказался под углом 45-80 градусов (стрелка часов на 1-3 часа) и отпустить.

Колесо должно достаточно легко провернуться под своим весом ниппелем вниз (потому,что ниппель является пусть и не болшим, но грузиком, который разбалансирует колесо), и проделать от половины оборота, до одного оборота. Если прокрутилось и не более оборота — всё отлично. Если оно не прокрутилось легко, или даже застыло не дойдя до нижнего положения ниппеля, то конуса втулки перетянуты. У новых колёс со втулками на конусах и на промышленных подшипниках это будет говорить о том, что просто колёса ещё новые и «не прикатаны». На пром. подшипниках колёса прикатаются сами. Подшипники с конусами порой бывает надо ослабить вручную. Изредка встречается и такое. Для проверки же износа или прослабленности конусов этот метод не подходит. Нужно жёстко поставить велосипед на твёрдое и ровное покрытие. Крепко держа его одной рукой, взяться за колесо сверху и подёргать его поперёк, в горизонтальной плоскости. Если будет заметен люфт, ощущаться характерные толчки, биение, то регулировка конуса ослабла. Если нет, то всё в порядке. Есть правда ещё и колёсные втулки с промышленными подшипниками. Проверяются на износ они так же, но регулировать их, в отличие от конусных, не возможно ни самостоятельно, ни в мастерской. Более того, заменить в таких втулках промышленные подшипники смогут порой даже не в каждой мастерской. Для этого необходимы специальные съёмники.

Читайте так же:
Как отрегулировать топливный насос на т 150

3. Проверка искривления колёсного обода.

Колёсный обод обычно следует проверять на предмет наличия «восьмёрки». Это банальное искривление обода. Называется такое искривление «восьмёркой» потому, что если сильно искривлённое колесо со снятой покрышкой прокрутить и смотреть на него сверху, то возникает оптическая иллюзия возникновения цифры 8, вместо прямой линии. Раньше говорили: «колесо пишет восьмёрку». При сильном искривлении «восьмёрку» видно даже с покрышкой прямо на ходу велосипеда. При таком искривлении колеса езда небезопасна, может привести к аварии. Её следует прекратить и везти велосипед руками в мастерскую для ремонта!

Подсказка: Проверить колёсный обод на наличие восьмёрки очень просто. При снятой покрышке необходимо поставить колесо на велосипед. Потом зафиксировать резинкой линейку над ободом таким образом, что бы какая-либо толстая риска приходилась чётко над краем обода. Потом необходимо прокрутить колесо и следить — не отклоняется ли обод от риски линейки на сколь-либо значительное расстояние? Обычно отклонение до одного миллиметра допустимо. Более миллиметра требует регулировки специалистом.

Правда искривление бывает не только в плоскости отклонения от оси перьев вилки или заднего треугольника. Бывает ещё и отклонение от «идеальной окружности. Это когда обод приобретает «яйцеобразную или овальную форму. Проверить это отклонение так же достаточно легко при помощи линейки как на фото выше. Просто в этом случае необходимо отслеживать расстояние между самой линейкой и ободом во время вращения колеса. Зазор должен быть одинаков. Если есть колебания до миллиметра — это допустимо. Если колебания зазора более миллиметра — это необходимо устранять.

4. Проверка тормозных поверхностей колёсного обода или ротора.

На велосипедах с ободными тормозами следует помнить, что торможение происходит методом подведения тормозных колодок к боковине колёсного обода и их взаимного трения. В зависимости от типа тормозных колодок, качества металла колёсного обода и интенсивности торможения изнашиваются не только тормозные колодки, но и сами колёсные обода. Среднестатистически производители колёсных ободьев предусматривают по 1-1,5 миллиметра запаса на изнашиваемую часть колёсного обода с каждой его стороны. При достижении этого предела дальнейшая эксплуатация колёсного обода не целесообразна и его следует заменить на новый. При более сильном износе дальнейшая езда вообще становится не безопасна и может привести к тому, что колёсный обод лопнет во время езды. На большинстве современных велосипедов установлены двухстенные обода и они имеют намного более прочную конструкцию, но это не значит,что следует «испытывать судьбу».

Читайте так же:
Как отрегулировать развал схождение передних колес

Подсказка: Следует помнить, что многие производители ободьев для спортивных и экстремальных велосипедов часто увеличивают толщину боковины, по которой работают тормозные колодки. В отдельных случаях их толщина может достигать 3-х или более миллиметров с каждой стороны. Это существенно продлевает срок их эксплуатации, однако, иногда достаточно существенно сказывается на увеличении веса колёсного обода.

На велосипедах с дисковыми тормозами следует обращать внимание на тормозные роторы (тоже самое, что тормозной диск у мотоцикла или автомобиля). Затяжка ротора дискового тормоза на колёсной втулке обычно производится на заводе или в мастерской и производится качественно. Потому проверка чаще всего не требуется. Однако, до того, как ехать в поездку, периодически можно попробовать руками тормозной ротор — плотно ли он сидит? В идеале не должно быть вообще никаких люфтов!

Подсказка: После торможения трогать руками ротор дисковых тормозов, как и сам тормозной суппорт не стоит. Они будут очень горячие. Можно получить ожог!

Этап третий. Регулировка натяжения

Первым делом необходимо произвести начальную регулировку, которая подразумевает равномерное закручивание всех ниппелей. Обязательно следите за тем, чтобы все ниппеля были закручены на одинаковое число оборотов – спицы должны иметь одинаковое натяжение. Обычно лидирующие спицы изогнуты рядом с фланцем. Перед началом процедуры натяжения их необходимо подогнуть рукой путем нажатия на каждую спицу близи фланца.

Окончательное натяжение должно осуществляться уже после окончания начальной регулировки. Правильно натяжение позволит добиться отсутствия биения колеса при езде, что очень важно для комфортного передвижения.

Подводя итоги, можно смело утверждать, что спицевание колеса – это далеко не самая сложная процедура. Если вы уверены в том, что справитесь со спицовкой, обладаете достаточным терпением, навыками, знаниями и умениями, то это процедура не станет проблемой.

Цветные ниппеля для спиц

Часто на прилавках веломагазинов можно встретить яркие ниппеля для спиц различных цветов (красные, золотистые, зеленые, фиолетовые и другие). Большинство их них сделаны из алюминия. Но, как было отмечено выше, алюминий нам не подходит. Значит, остается выбирать между черными ниппелями и серебристыми. Особой разницы в них нет. На мой взгляд ниппеля, анодированые в черный цвет, лучше противостоят воздействиям внешней среды. Поэтому при сборке колес я, в основном, использую ниппеля черного цвета. Серебристые ниппеля более дешевы, в этом состоит их основной плюс.

Читайте так же:
Головка для регулировки рулевой рейки

alu-nippel-2

Рассказываем, как выправить погнутое колесо

Возможно, одной из самых частых причин обращения в велосервис считается исправление «восьмерок» колеса. При этом степень повреждения может быть разной – от небольшого биения до заметного искривления геометрии колеса, когда обод идёт «волной». Для многих исправление восьмерок по сложности схоже с запуском космического спутника, но на самом деле всё проще, чем кажется на первый взгляд.

Как устроено велосипедное колесо

Прежде чем мы приступим к ремонту колеса, неплохо сначала разобраться как оно устроено и из чего собрано. Обод, алюминиевый или карбоновый, обычно имеет от 24 до 62 отверстий для монтажа спиц в зависимости от типа колеса. Спицы могут быть как полностью прямыми, так и с загнутыми концами (фланцами) под 90 градусов в месте крепления к втулке. Вне зависимости от способа крепления спиц к втулке, все спицы делятся пополам – одна половина с левой стороны и вторая половина с правой стороны. Спицы в ободе чередуются – одна идет на правую сторону, следующая – на левую и так далее. В ободе спицы крепятся с помощью специальных ниппелей, которые имеют несколько разных форм в зависимости от фирмы производителя, соответственно, для их монтажа могут понадобиться разные спицевые ключи.

Как найти искривление в колесе

Начать следует прежде всего с демонтажа покрышки и камеры с колеса, чтобы верно задефектовать искривление колеса.

Когда колесо полностью собрано, то визуально может показаться, что на колесе присутствует восьмерка, тогда как на самом деле это может быть криво установленная покрышка.

Станок для сборки и правки колес

Для дефектовки колеса можно воспользоваться двумя способами – закрепить колесо в раме велосипеда или в специальном центровочном станке. Второй вариант наиболее предпочтителен, так как этот профессиональный инструмент во многом упрощает работу по исправлению восьмерки и имеет все необходимые приспособления для правильной настройки натяжения спиц.

Дефектовка колеса

Самый простой способ найти восьмерку на колесе в первом случае – раскрутить колесо и приставить какой-нибудь инструмент у верхнего пера напротив обода. Неподвижный инструмент покажет изменяющееся расстояние до обода в случае наличия восьмерки, в данном случае это называется «осевое биение». Кроме того, следует также обратить внимание не только на боковое смещение обода, но и на вертикальное. Это называется «эффект яйца» или «радиальное биение», когда колесо не имеет идеальную форму окружности.

ВАЖНО: НЕ ДОПУСКАЙТЕ ПОПАДАНИЯ ПАЛЬЦЕВ В СПИЦЫ!

Как выправить колесо

Исправление восьмерки на станке

Прежде чем заняться исправлением восьмерки и брать в руки инструмент, необходимо найти дефект и выделить его на колесе. Последовательность действий в данном случае будет такой: сначала убираем радиальное биение, а затем – осевое биение.

Радиальное искривление колеса убирается в первую очередь, так как оно напрямую влияет на геометрию колеса, его биение на высокой скорости и, следовательно, на получаемый накат. На деле происходит так, что велосипедное колесо с «яйцом» напоминает колесо автомобиля без правильной балансировки, когда на высокой скорости по кузову идет вибрация, что влечет за собой повышенный износ подшипников и прочих деталей.

Читайте так же:
Регулировка клапана холодного запуска

Для устранения радиального биения в первую очередь следует пометить зону искривления на самом ободе. Если вы исправляете обод в раме, то достаточно закрепить перпендикулярно ободу на нижних перьях линейку. Место, где обод начинает прижиматься к маяку, максимально к нему прижимается и начинает отходить, следует пометить маркером или мелом. В точке максимального приближения обода спицу, которая ближе всего к месту «яйца», следует натянуть.

При этом следует иметь в виду, что при выправлении яйца добавляется осевое биение из-за изменения натяжения левых или правых спиц. Рекомендуется сразу подтянуть спицы, которые находятся с противоположной стороны искривления. Например, если восьмерка ушла вправо, то подтянуть следует левую спицу.

Проверка бокового зазора на станке

Также встречаются случаи, когда радиальная деформация приводит к тому, что обод «западает» к втулке. В этой ситуации применима та же схема, что и в случае с выпуклой деформацией, только спицы следует не натягивать, а наоборот — ослаблять. Ниппель спицы идет по резьбе и увеличивает длину спицы, тем самым выправляя обод.

Обратите внимание, что при подтягивании спиц не следует делать много оборотов и сильно натягивать спицы. Это может привести к сильной деформации обода и риску разрыва спицы. Регулировать натяжение или ослабление следует по пол-оборота с дальнейшей проверкой искривления обода.

После исправления радиального искривления, следует переходить к осевому биению.

Принцип действий таков: если восьмерка ушла влево, то тянуть следует спицы, уходящие к втулке справа. Если восьмерка ушла вправо, тянуть спицы следует те, которые уходят к втулке слева. При этом следует иметь в виду, что перед выправлением восьмерки следует точно так же, как и в предыдущем случае с «яйцом», пометить поврежденную область и тянуть не одну, а сразу несколько соседних спиц.

Закручивать спицу следует на пол-оборота, после чего аккуратно провернуть колесо и посмотреть на изменения в биении. Продолжайте выправлять до тех пор, пока сильное биение не устранится.

Дефектовка восьмерки

Вместо заключения

Решив заняться устранением восьмерок на колесе следует учитывать, что зловредное биение бывает двух видов – радиальное и осевое, причем исправлять их необходимо именно в такой последовательности. Бывают случаи, когда в результате удара о препятствие обод получает значительные повреждения и выправить его только за счет натяга спиц не получится. В таком случае выправить обод довольно проблематично – требуется специальный инструмент для восстановления геометрии обода, но чаще всего требуется его замена, особенно, если пострадали стенки обода. Тем не менее, небольшие колебания колеса можно устранить самостоятельно, для этого потребуется лишь спицевой ключ, понимание процесса спицовки колеса и механизма его работы.

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector