Tkkastur.ru

Авто Бан
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Техническое обслуживание и регулировка вариатора снегохода

Техническое обслуживание и регулировка вариатора снегохода

Чтобы снегоход долгие годы служил верой и правдой своему хозяину, за его техническим состоянием нужно тщательно следить. Технический осмотр нужно проводить регулярно, уделяя внимание всем основным узлам техники. Нужно проверять надёжность всех креплений, правильность работы двигателя, топливной системы. Кроме этого, важную роль в грамотной эксплуатации снежной машины составляет осмотр вариатора снегохода. От его работы зависит многое и в противном случае, железный «конь» долго не протянет.

Стабильная работа вариатора возможна только в одном случае – правильной его регулировке. Как правило, процесс регулировки не занимает много времени и не требует особых знаний. Как снять ремень вариатора снегохода? — для замены или осмотра ремня вариатора, необходимо снять элемент защиты и после выполнить развод дисков в ведомом шкиве. Чтобы поменять ремень вариатора, требуется выполнить те же операции. Если точнее, то изношенный ремень просто выводят из пазов, а новый заводят на место старого. Чтобы «убить» двух зайцев и сэкономить время в будущем, следует смазать вал и кулачковую полумуфту, перед окончательной установкой нового ремня вариатора.

Устройство и работа регулятора

Центробежный регулятор состоит из неподвижного конуса 1 с валом 12; подвижного конуса 3 с грузиками 2, вращающимися на осях; упора 4 с роликами 9, по которым перемещаются грузики; крышки 5 и пружины 6, установленной между упором и крышкой. Неподвижный конус и упор соединены с валом правой резьбой. На коленчатый вал неподвижный конус наворачивается с помощью воротка (момент затяжки 8…10 кГм).

safari_ins

Пружина обеспечивает холостой ход вариатора, так как разводит конуса шкива при уменьшении оборотов двигателя или его остановке. На режиме холостого хода между ремнем и конусной поверхностью подвижного конуса должен быть зазор 1…3 мм, который регулируется кольцами 13, устанавливаемыми между упором и выступом вала.

Центробежный регулятор работает следующим образом: при вращении регулятора центробежные силы, действуя на грузики, стремятся повернуть их таким образом, чтобы отодвинуть подвижный конус от упора и сжать ремень в канавке шкива.

Центробежным силам противодействует возвратная пружина, действие которой грузики преодолевают, начиная с 2200 об/мин.

Дальнейший рост оборотов двигателя приводит к захвату конусами ремня и увеличению силы его сжатия и натяжения от нуля до рабочей величины, достаточной для передачи крутящего момента и преодоления сил сопротивления движению снегохода.

Монтаж и демонтаж шкива.

Для установки шкива наверните его на хвостовик коленчатого вала двигателя, сдвиньте подвижный конус так, чтобы стало доступным отверстие под вороток на валу, и выполните затяжку воротком за вал. Момент затяжки 8. 10 кГм. Установите ремень и кожух вариатора в соответствии с руководством по эксплуатации снегохода.

Демонтаж шкива с хвостовика коленчатого вала производится в следующей последовательности:

  1. снять кожух вариатора;
  2. снять вариаторный ремень;
  3. сдвинуть подвижный конус так, чтобы стало доступным отверстие под вороток на валу, и застопорить конус от обратного перемещения с помощью распорки между подвижным конусом и упором;
  4. застопорить коленчатый вал двигателя от проворачивания с помощью металлического предмета, установленного под зуб шестерни электрозапуска;
  5. отвернуть вал, пользуясь воротком.

Настройка и регулировка ведущего вариатора снегоход

Таблица регулировки при использовании разных ремней

Обозначение ремняМетод регулировкиРазмер А, ммРазмер Б, мм
DaycomaxНе нужен5630
«Оптибелт»Не нужен5630
«Оптибелт»Удалить 2 кольца5629
«Рубена»Не нужен5630
«Рубена»Отрегулировать размер Б, кольцами отрегулировать А5731

Процесс регулировки: установить размер Б по таблице для ремня вариатора «Рубена» 33x14x1120La. Выбрать Б=30 мм с допуском + 1,5 мм. Регулировка осуществляется шайбой 8, которая ставится между корпусом вариатора и его валом, и она может проводиться подкладкой шайб, которые используются для регулировки ведомых вариаторов между двумя деталями — крышкой и корпусом конуса.

Читайте так же:
Регулировка момент впрыска на мотоблоке

Как снять ведущий вариатор на снегоходе

Понадобятся инструменты: гаечные ключи, вороток, смазка. Открутите 6 болтов и снимите крышку. Придерживайте 2 последних болта, аккуратно вытаскивая пружину. Найдите отверстие под ворот, если его не видно, то утопите последний диск.

Вставьте распорку и застопорите коленвал от шестерни. Установив ворот в отверстие стержня, выкрутите винт и снимите вариатор. Для качественной работы обеспечьте профилактику, каждые 6 тыс. км пробега необходимо устраивать проверку вкладышей, а каждые 3 смазывать стержень под втулкой. Смазка не должна проникать на поверхности дисков, которые имеют форму конуса. Интервал свободного хода не должен быть больше 1 мм, а зазор между вкладышем и направляющими рёбрами — максимум 1,5 мм. Для смазки использовать Литол-24, Циатим-20.

Как заменить ремень вариатора на снегоходе

Поставьте снегоход на ровную поверхность, установите ручной тормоз для защиты от прокручивания ведомого диска устройства. Зафиксируйте ведомый шкив, зажав колодками диск тормоза. Откройте капот, выньте кожух ремня. После снятия будет виден шкив.

Внимание! При работе используйте перчатки, чтобы защитить руки от повреждений.

  1. Накидным гаечным ключом проверните внутренний механизм диска ведомого по часовой стрелке и нажмите в область двигателя. Ремень должен стать слабее. Установив шкив в этом положении, снимите его с ведомого диска. Лучше начинать снимать с верхней части. Вытащив ремень со шкива, скиньте его с ведущего, он должен остаться в руке.
  2. Новый ремень установите в обратном направлении. Сначала наденьте ремень на шкив и сверху на ведомый диск. После этого накидным ключом поверните механизм по часовой стрелке. Одновременно нажмите на него в сторону мотора.
  3. Поправьте и наденьте ремень целиком. Дополнительно регулировать нет необходимости.
  4. Запустите мотор. Установите защитный кожух, который закрывает шкивы вариатора.
  5. Снимите снегоход с «ручника».
  6. Закройте капот.

После стоянки перед началом движения нужно «стряхнуть» гусеницу: возьмитесь за задний бугель и поднимите снегоход, после чего резко опустите. Примерзшая гусеница сохранит в целостности вариатор и ремень.

Регулировка натяжения ремня вариатора на буране

Вариатор сафари для мотособаки

Сафари для мотобуксировщика

Вариатор «Сафари» (УСИЛЕННЫЙ, «ЛЮКС») относится к устройству, которое способно плавно менять передаточное отношение и, как следствие, плавно регулировать скорость движения транспортного средства. Вариатор предназначен для установки, как на утилитарные снегоходы марок «Буран» и «Тайга» от российского производителя снегоходов Русская Механика, так и на такие средства малой механизации, как мотобуксировщики или «мини-снегоболотоходы». Конструктивных отличий между вариатором устанавливаемом на снегоход и вариатором устанавливаемом на мотобуксировщик нет (за исключением формы профиля и массы грузиков вариатора). В вариаторе используются специальные грузики выполенные методом спекания в инертной среде (метод порошковой металлургии). Использование метода порошковой металлургии, дает возможность соблюсти четкие массовые характеристики грузиков, а так же добиться их ровного профиля. Представленный вариатор «Сафари» устанавливается на двигатели мощностью до 30 л/с (включительно).

Обратите внимание (усиленная версия)

Вариаторы поставляемые нами, имеют усиленную крестовину и более качественный нажимной механизм (пружина вариатора и грузики).Данные два узла определяют надежность всего изделия. Ниже представлены на фотографии крестовины вариаторов «Сафари» поставляемых нами и сторонними производителями.

Крестовина вариатора

основание вариатора сафари

крестовина ведущего вариатора

Покупка вариатора «Сафари» (усиленный)

Для покупки вариатора или комплекта, можно оформить через наш каталог (перейти по ссылке в каталог), либо воспользоваться формой ниже.

Стоимость вариатора «Сафари» (усиленный) : 4100 руб. (19.05мм, 20мм, 25мм, 25.4мм)

Читайте так же:
Надо ли регулировать клапана на субару

Для организации трансмиссии с использованием вариатора, требуется «ответная» часть или специальные вариаторные комплекты

Принцип действия вариатора

Вариатор «Сафари» относится к одному из наиболее распространенных типов вариаторов – клиноременному. Вариаторы клиноременного типа состоят из двух шкивов: центробежного шкива (чаще всего его называют ведущим) и ведомого. Ведущий и ведомый шкивы представляют собой два конических диска, один из которых может смещаться (подвижный шкив) относительно другого (неподвижного шкива). Между коническими дисками помещается клиноременный приводной ремень, с трапециевидной формой сечения. Следует заметить, что ведущий шкив вариатора (представлен на изображении ниже) одновременно выполняет и функцию фрикционной муфты сцепления.

Шкив ведомый в сборе

Шкив ведомый вариатора

Коробка реверса

Кронштейн двухопорный

Регулирование передаточного отношения возможно за счет изменения частоты вращения двигателя, а так же за счет изменения сопротивления движения транспортного средства (например, при поднятии снегохода или мотобуксировщика в гору или при изменении плотности снежного покрова). При изменении скорости движения снегохода, либо при движении в гору, устанавливается определенное передаточное отношение клиноременной передачи. Таким образом, с увеличеним передаточно числа происходит увеличение тяговых усилий снегохода или мотобуксировщика, а с уменьшением — увеличение скорости транспортного средства. Иными словами чем больше расстояние между дисками на ведущем шкиве (диски разжаты) и меньше расстояние между дисками на ведомом шкиве (диски сжаты) тем ниже скорость и выше тяговые характеристики (и наоборот).

Технические характеристики вариатора

Вариатор имеет небольшой вес и по сравнению с механическими коробками передач, является более простым устройством и, как следствие, более надежен. Вариатор имеет следующие габаритные размеры:

Следует упомянуть и об одном из недостатков передач вариаторного типа – они работают за счет трения т.е. относится к фрикционному типу механических передач. Таким образом при превышении крутящего момента двигателя сверх меры, поверхность приводного трапециевидного ремня интенсивно изнашивается.

Центробежный регулятор имеет следующие конструктивные части:

диск неподвижного конуса — (1)

грузики подвижного конуса вращающиеся на своих осях — (2)

диск подвижного конуса — (3)

крышка вариатора — (5)

нажимной механизм в виде пружины — (6)

вал вариатора — (12)

Чертёж и устройство вариатора «Сафари»

Чертёж вариатора

Чертёж вариатора «Сафари»

Грузики вариатора

Грузики вариатора «Сафари»

Неподвижный конус и упор соединены с валом правой резьбой. На коленчатый вал, неподвижный конус наворачивается с помощью гаечного ключа-воротока(момент затяжки 8. 10 кГм). Нажимная пружина (6) служит для возврата подвижного конуса в исходное положение при снижении оборотов двигателя снегохода или мотобуксировщика, а так же в случае его полной остановки. При вращении вариатора, в результате действия центробежных сил, грузики (2) начинают смещать подвижный конус вариатора, и, тем самым, изменять диаметр по которому движется приводной ремень. Смещению конуса противодействует возвратная пружина (6) нажимного механизма вариатора. Противодействие нажимной силе пружины будет преодолено в том случае, когда вариатор превысит частоту вращения больше чем 2200 об/мин. После увеличения частоты вращения сверх значения 2200 об/мин , диск подвижного конуса вариатора зажмет приводной трапециевидный ремень и тем самым передаст крутящий момент двигатель на ведущий вал мотобуксировщика или снегохода.

В режиме работы двигателя без нагрузки (режим холостого хода) между поверхностью ремня и поверхностью подвижного шкива должен быть зазор от 1 до 3 мм. Величина зазор можно регулировать кольцами (13).

Регулировка вариатора

Шкив центробежного вариатора «Сафари» отрегулирован под трапециевидный ремень с размерами 33мм 14мм 1120мм. Трапециевидный ремень с вышеназванными размерами имеют ремни фирм Dayco(Россия), Rubena (Чехия), а так же ремень для регулятора Сафари марки OR-POWER V-BET (Тайвань).

После установки вариатора «Сафари» на вал двигателя снегохода или мотобуксировщика необходимо проверить следующие размеры:

Читайте так же:
Биксенон фары тигуан регулировка

1. Регулирование расстояния между кромками конусов и ремня

Расстояние А между торцами неподвижных конусов должно быть в пределах 55±0,5 мм. Регулировка данного расстояния осуществляется смещением двигателя в пазах подмоторного основания.

Расстояние Б между кромками конусов 15 и 14 ведомого шкива для ремня с размерами 33х14х1118 должно быть 33±0,5мм (см. рисунок). Для того, чтобы соблюсти данный размер, необходимо поместить приводной ремень в канавку ведомого шкива, при этом, ремень не должен выступать из канавки более чем на 2мм. Если данное условие не выполняется, снимите неподвижный конус ведомого шкива (отверните болт 18) и установите на вал кольцо 16 из прилагаемого комплекта запасных частей. Одно кольцо, устанавливаемое на вал, уменьшает выступ приводного ремня на 2мм.

При установленном приводном ремне, на нейтральной передачи двигателя, несколько раз проверните ведомый шкив. Последнее требуется для того, чтобы приводной ремень оказался на внешнем диаметре шкива.

Натяжение ремня проверяется с помощью прямой планки приложенной к верхней ветви ремня. Далее необходимо нажать на центр приводного ремя с силой 10…11 кгс. Прогиб ремня должен быть в диапазоне 32 ± 5 мм.

Если данное условие не выполняется, необходимо отрегулировать натяжение приводного ремня. Регулировка осуществляется тремя винтами 20 из комплекта запасных частей. Данные винты необходимо ввернуть в резьбовые отверстия неподвижного ведомого диска 15.

Если вы используете приводной ремень с размерами 35х14х1118, то при его установке во-первых должен иметься зазор между поверхностью ремня и конусами шкивов, во-вторых ремень так же должен опираться на вал шкива. Для увеличения зазора (в случае его отсутствия) устанавливают регулировочные кольца Ø40хØ33х1 между упором и выступом вала.

Кевларовые ремни не склонны к пробуксовке, поэтому можно преднатяг данного ремня несколько уменьшить. Таким образом, приводному ремню будет несколько проще выходить на меньшие диаметры шкива т.е. на маленьких оборотах двигателя, скорость мотобуксировщика или снегохода будет больше. Как результат можно получить экономию топлива.

Если расстояние Б не соответствует требованиям и приводной ремень проваливается глубже дисков (такое случает при износе ремня), то мотобуксировщик или снегоход будут трогаться тяжелее.

Допускается применение ремня с размерами 34.5мм 14мм 1120мм без дополнительной регулировки вариатора.

Техническое обслуживание центробежного регулятора “Сафари”

Через каждые 3000 км пробега смажьте вал под разрезной втулкой. Для смазки применяйте ЦИАТИМ-201 или Литол-24.

Через каждые 6000 км проверьте состояние втулок на осях грузиков и состояние вкладышей 8. Износ втулок грузиков можно оценить по величине радиального люфта грузиков (см.рис.2 ). Величина допустимого люфта не более 1 мм. Износ вкладышей можно оценить по величине зазора между вкладышами и направляющими ребрами подвижного конуса. Величина допустимого зазора не более 1,5 мм.

Как уже было сказано, контакт между ведущим и ведомым валом осуществляется с помощью приводного ремня. Cо временем, на валу центробежного регулятора «Сафари» может появится налет из резины приводного трапециевидного ремня. Данный налет, необходимо удалить мягкой тряпкой смоченной в бензине. Для исключения подобного, прогревайте двигатель только на нейтральной передаче.

Разборка вариатора Сафари

Демонтируйте регулятор с вала двигателя мотобуксировщика или снегохода;

Зафиксируйте неподвижный конус вариатора, например, с помощью тисков или иных зажимных механизмов;

Отверните конус вместе с упором и крышкой. Для облегчения отворачивания, вставьте распорку между бобышками подвижного конуса и производя легкие удары в районе ребер конуса, по которым скользят вкладыши 8, отверните крышку;

Аккуратно отвинтите болты прижимающие крышку вариатора к подвижному конусу, при этом, крышку вариатора, при отворачивании последний болтов необходимо придерживать, во избежание отскока прижимной пружины;

Читайте так же:
Регулировка холостого хода на инжекторе 21214

При разборке упора снимите только вкладыши, промойте оси и ролики в керосине и соберите упор с новыми вкладышами;

При сборе центробежного регулятора в обратной последовательности необходимо соблюсти момент затяжки упора на валу 7…8 кГ∙м;

Если вас интересует полная инструкция вариатора ее можно скачать, нажав на ссылку.

Регулировка гусениц снегохода «Буран»

Осмотреть состояние подвески. Проехать на снегоходе не менее 1,5 км в естественных условиях — для прогрева подвески и гусеничных лент. Поднять и надежно зафиксировать снегоход над поверхностью. Гусеницы должны получить возможность вращения в воздухе без контакта с поверхностью. Приступить к регулировке. Гусеницы снегохода Буран регулируются поочерёдно

Регулировка гусениц снегохода

Проверяем положение пружин задних балансиров, концы пружин должны находиться в среднем зубе. Ослабляем гайки крепления оси балансира задней подвески, их 4 штуки — 2 шт. на каждой гусенице

как правильно натянуть гусеницу снегохода

Подставляем линейку со стороны регулируемой гусеницы, как показано на фотографии: для бурана с обычной рамой (короткой), линейку подставляем у среднего кронштейна крепления катка (впереди кронштейна, по ходу снегохода); на Буране МД (длинный), линейку выставляем по тому же методу, но возле крепления второго по ходу катка. Необходимо проверить размер провиса от верхней ветви гусеницы до нижней кромки угольника рамы. Расстояние между этими точками должно быть в пределах 55 — 65 мм. Натяжка наружных ветвей гусениц регулируется крайними болтами расположенными на задней, нижней части рамы по левой и правой стороне снегохода. Закручивая регулировочный болт, мы натягиваем гусеницу, её верхняя ветвь поднимается. Откручивая болт, мы ослабляем гусеницу. Добившись необходимой натяжки крайней ветви, можно притянуть гайку крепления оси балансира регулируемой гусеницы

проверить натяжение гусениц

На этом шаге полезно иметь помощника! Запускаем двигатель, включаем переднюю передачу, плавно добавляем обороты двигателя, добиваясь медленного вращения гусеницы (помощник держит необходимый уровень оборотов). Второй человек наблюдает за расположением гусеницы, относительно щек балансиров и вхождением зубьев задних звездочек в окна перфорации. Вращением натяжного болта, расположенного в средней части рамы, производит смещение гусеницы, добиваясь одинаковых зазоров между краями гусеницы и щеками балансиров, при этом боковые поверхности звездочек, относительно боковых краев перфорации, не должны набегать на не перфорированную часть гусеницы. Минимальный зазор между боковыми частями звездочки и окна перфорации должен составлять не менее 0,5 мм. После выполнения операций натяжения и выравнивания гусениц, затяните гайки осей балансира до упора, а затем болтами выполните натяг регулировочных болтов, повернув их на пол-оборота по часовой стрелке. Вторая гусеница снегохода Буран регулируется идентично

болты натяжки и регулировки гусениц

Натяжение и центровка гусеницы снегохода с двумя лыжами

Перед регулировкой натяжения и центровки гусеницы очистить ходовую часть от снега, льда и грязи и убедиться в исправности и правильной регулировке подвески.

  • Проверить целостность пружин.
  • Проверить износ накладок склизов.
  • Проверить вращение катков, целостность их окружности, люфты.
  • Проверить люфты рычагов и креплений подвески, при необходимости устранить.
  • Если снегоход имеет «ломающуюся» подвеску, необходимо отрегулировать узел слома. Обычно в инструкции указано, насколько ось заднего катка должна быть выше оси предыдущего катка.

Прогреть гусеничную часть и подвеску пробегом в естественных условиях, поскольку гусеницу регулировать можно только «по снегу». Правильная регулировка гусеницы после отстоя снегохода в теплом гараже»на сухую», и без прокачки подвески в реальных условиях невозможна. После пробега можно приступать к регулировке, для чего необходимо вывесить заднюю часть снегохода, исключив контакт с почвой.

  1. Проверка натяжения гусеницы. На вывешенной гусенице необходимо положить в середину гусеницы (внутрь) известный груз и замерить провис гусеницы от склиза до полоза, в соответствии с рекомендациями завода изготовителя. Так же для этих целей часто используют безмен. Таким образом обычно описаны действия в руководстве по эксплуатации. В практике же часто применяют другой метод натяжки гусеницы — «По пальцам». Посередине основного склиза между гусеницей и склизом должен легко входить один палец, туго — два пальца и не входит — три. Простота этого метода имеет неоспоримое преимущество — проверить натяжение гусеницы можно всегда и везде. Если натяжка гусеницы с разных сторон немного различается, страшного в этом ни чего нет. Главное чтобы гусеница не сползала вбок на натяжных катках при проверке центрации (после прокручивания гусеницы мотором). Категорически не следует натягивать гусеницу потуже. Лучше немного не дотянуть, чем перетянуть. Гусеница растягивается и однажды ее придется заменить не из-за разрывов или износа, а из-за того, что кончился ход болтов натяжителя.
  2. Центрирование гусеницы. Запустив двигатель, прокручиваем мотором гусеницу десяток оборотов и смотрим натяжение и расстояния от краев наружных окон гусеницы до боковых поверхностей задних натяжных катков. Смотреть необходимо на самой задней точке гусеницы. Натяжные катки должны быть примерно посередине прямоугольных отверстий — зацепов в гусенице, расстояния между внешними краями отверстий и торцами катков должны быть одинаковы. Эти расстояния должны сохраняться после прокрутки гусеницы на весу мотором. Если гусеница сползла на одну сторону, то подтягиваем ее с той стороны, куда она сползла или ослабляем с противоположной, в зависимости от уже достигнутого натяжения.
Читайте так же:
Регулировка карбюратора подвесной ямахи

Несколько общих советов

Не дотянуть гусеницу всегда лучше чем перетянуть. Если снегоходная гусеница долго находилась в контакте с водой (наледь, утопление), необходимо просушить гусеницы. В противном случае, гусеницы пропитанные водой, постепенно разрывает изнутри льдом, образовавшимся из проникшей влаги. Вылезший корд по кромке гусениц необходимо оплавлять раскаленным металлическим предметом. В период длительного хранения снегоход должен быть вывешен, гусеницы ослаблены и не касаться грунта, полезно проматывать гусеницы не реже 1 — 3 раза в пол года.

Для владельцев «Бурана». Во время эксплуатации можно бегло оценить состояние центрации/натяжки гусениц. Если на боковых поверхностях звездочек видны следы резины, или на щеках балансиров сильные натертости — требуется регулировка. При сильной разнице в натяжке гусениц, снегоход будет уводить в сторону (бывают и другие причины). Если при взгляде на угол атаки гусениц видны различные углы, причиной этому может быть или различная натяжка левой и правой гусениц или просевшие пружины катков подвески — если снегоход на ходу не уводит отчаянно в сторону, до усталости в руках — можно оставить все как есть. Раз в три года пружины ходовой части надо менять все сразу, просто по сроку. Вы удивитесь, насколько поднимется снегоход, станет лучше преодолевать препятствия, повысится управляемость, снизится расход топлива. При покупке пружин имейте в виду: пружины есть «левые» и «правые», не ошибитесь.

Не забудьте поблагодарить автора, нажав кнопку рейтинг вверху страницы, или разместив ссылку на статью в сети интернет. Спасибо

  • Назад
  • Вперед

Комментарии

Добрый день.Хотелось бы узнать о каком грузе идет речь при регулировке гузки?Какой известный груз надо класть?С уважением Беспалов С.А.

Здравствуйте, Сергей. Словосочетание «Известный груз» используется в мануалах к снегоходам. Например для снегохода Тайга 500 при приложении нагрузки 7,3 кг, провис от накладки рельса до гусеницы должен составлять 45 мм. Для других снегоходов будут другие параметры.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector