Tkkastur.ru

Авто Бан
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основы уравновешивания судна

Основы уравновешивания судна

Дифферент – наклон судна в продольной плоскости.

Угол дифферента подвесного или кормового привода – это угол между дном лодки и валом гребного винта. Направление гребного вала определяет направление движущей силы. Переключатель дифферента служит для изменения этого угла.

В крейсерском режиме гребной вал располагается параллельно поверхности воды, это положение считается нейтральным или нулевым углом дифферента. В этом положении вся движущая сила винта направлена на продвижение лодки вперед.

Нейтральный дифферент

Нажатие нижней кнопки TRIM смещает редуктор ближе к транцу, формируя отрицательный угол. В таком положении гребной вал направлен вниз, и часть движущей силы винта поднимает корму лодки. Корпус лодки работает, как качели «тяни-толкай»: поднимается корма – опускается нос.

Отрицательный угол дифферента

Нажатие верхней кнопки TRIM отклоняет редуктор от транца. После прохождения нулевого положения гребной вал отклоняется вверх. В этой позиции часть движущей силы опускает корму вниз, поднимая таким образом нос.

Положительный угол дифферента

Итак, главное, что нужно запомнить: нижняя кнопка дифферента (Trim Down) опускает нос лоски, а верхняя (Trim Up) – поднимает.

Как триммировать мотор

Как угол диффферента влияет на движение судна?

Угол дифферента (направление движущей силы) значительно влияет на угол скольжения судна и, следовательно, на максимальную скорость, маневренность и расход топлива.

Для наилучшего ускорения при старте и сокращения времени выхода на глиссирование двигатель должен быть полностью поджат к транцу. Когда вы прибавите газ, часть движущей силы винта поднимет корму, что поможет опустить нос вниз и быстрее выйти на глиссирование. Попробуйте выйти на глиссирование с поднятым мотором, и вы получите нос, задранный в небо, закрывающий вам обзор. При этом также повысится и расход топлива, так как двигателю понадобится больше усилий для вывода лодки на глиссирование.

Читайте так же:
Регулировка силы тока кнопкой

В режиме глиссирования изменение угла дифферента используется для подъема носа таким образом, чтобы корпус скользил на задней трети своей поверхности (дифферент на корму). Нажмите верхнюю кнопку TRIM и вы почувствуете, что рулить становится легче, нос поднимается, и скорость повышается. Обратите внимание, что место, где брызги разбиваются об корпус, смещается назад.

Ошибки триммирования мотора

Если в режим глиссирования угол дифферента будет отрицательным, нос лодки опустится и увеличится площадь смачивания днища. В таких условиях максимальная скорость снизится, повысится расход топлива, может возникнуть занос, вращать руль будет сложнее. В отдельных случаях лодку может накренить влево (с винтом правого вращения).

Если же мотор излишне отклонен от транца, может возникнуть подхват воздуха винтом. Скорость лодки начинает падать, даже при том, что обороты растут. Ухудшается устойчивость и управляемость лодки. Скоростные катера с обводами в форме глобокого V могут начать «гулять» из стороны в сторону, выход на глиссирование будет затруднен. Уменьшите угол дифферента кнопкой вниз, и винт снова будет полностью в воде.

Дельфинирование – нос лодки подпрыгивает вверх-вниз – также может возникнуть в результате слишком большого угла дифферента в крейсерском режиме. Остановите этот процесс небольшим уменьшением угла дифферента или слегка увеличьте скорость для создания большей подъемной силы под корпусом.

Еще несколько советов

1. Помните об угле дифферента при поворотах. Если мотор поднят высоко, то при резком повороте винт сразу же начнет подхватывать воздух. Это чревато потерей управления или, как минимум, сложным маневрированием. Перед поворотом нужно уменьшить угол дифферента.

2. На встречных волнах уменьшение угла дифферента позволит смягчить движение за счет более острого угла килеватости носа, разрезающего волны.

Триммирование при встречном ветре

3. На попутных волнах приподнимите нос, увеличив угол дифферента, чтобы лодка не «рыла» носом. Это упростит рулевое управление.

Читайте так же:
Регулировка форсунок х трейл

Триммирование при попутном ветре

4. При выходе из глиссирования сразу же поджимайте мотор к транцу. Так вы всегда будете готовы к быстрому старту.

Загрузка лодки и дифферент

В условиях нормальной загрузки и эксплуатации в режиме глиссирования катер движется параллельно поверхности воды. Изменения в загрузке катера не влияют на угол дифферента, но влияют на положение судна относительно поверхности воды. Больше веса на корме — выше нос. Соответственно, больше веса на носу – ниже нос. Изменение угла дифферента может компенсировать изменения в положении судна относительно воды. Увеличение угла дифферента поднимет нос лодки из воды, компенсируя большую загрузку. Уменьшение угла дифферента поможет опустить нос лодки, компенсируя большой вес на корме.

Резюме

Итак, мы выяснили, что угол дифферента нужно регулировать:

  • при старте;
  • в режиме глиссирования;
  • на поворотах;
  • при выходе из режима глиссирования;
  • чтобы компенсировать погодные условия (ветер и волны);
  • чтобы компенсировать загрузку судна.

Иначе говоря, рулевому нужно постоянно помнить о дифференте двигателя и правильно его корректировать.

Очевидно, что научиться грамотно и вовремя триммировать мотор достаточно сложно: нужно все время быть начеку, следить за штурвалом, газом/реверсом и углом дифферента. Кроме того, здесь нужен определенный опыт, который трудно наработать, если вы выходите на воду всего лишь несколько раз в сезон. Неудивительно, что лишь единицы судоводителей корректируют угол дифферента.

Именно поэтому компанией Mercury Marine была разработана система автоматического уравновешивания катера Active Trim. Для ее использования не требуется каких-либо знаний о дифференте или специальных навыков, система все сделает за вас.

Как и любое новшество, прибор вызвал противоречивые мнения, от сомнений до восторгов. Мы не смогли остаться в стороне, и сами испытали устройство на деле. Отчет о нашем испытании читайте в следующей статье.

Читайте так же:
Регулировка тормоза promax велосипед

Правила установки мотора

Правильная установка мотора на транце — гарантия высоких качеств хода. Традиционное место подвесного агрегата — по центру лодки, на линии киля.

Однако при вращении гребной винт создает вихревой поток. Поэтому согласно гидродинамике, для компенсации крутящего момента силовой агрегат можно сместить к правому борту. В теории увод мотора от центра на 3-5 см придаст судну лучшую устойчивость и управляемость. Тем не менее, улучшение малозаметно и мало кому нужно, поэтому советуем прибегать к смещению, только когда лодку слишком сильно ведёт в сторону. А если вы устанавливаете ПЛМ в первый раз, то лучше сделать это по центру.

Величина смещения 3-5 см, зависит от профиля днища:

  • для глубоких V-образных конструкций применяют большие значения;
  • для плоскодонок — меньшие величины.

Есть судна, конструкция днища которых предусматривает компенсацию крутящего момента. В этом случае в техническом описании указаны специальные рекомендации по настройке.

ПЛМ Сузуки

Установка двигателя

Большинство подвесных лодочных моторов имеют стандартную систему крепления. Все необходимые элементы идут в комплекте с двигателем.

Моторы до 30 л.с. крепятся на транце с помощью струбцин (зажимов). При этом следует убедиться, что он расположен вертикально и строго по центру лодки. Моторы свыше 30 л.с. рекомендуется крепить на болты. Чтобы предотвратить потопление мотора, в случае его открепления, рекомендуется установить страховочный трос, который приобретается отдельно.

В процессе эксплуатации, следует постоянно проверять зажимы и, при необходимости, подтягивать их. В противном случае, из-за вибрации, они могут разболтаться. Это приведет к отсоединению мотора. После такой поездки может потребоваться дорогостоящий ремонт.

После установки, требуется убедиться, что лодка имеет хорошую развесовку. Четырехтактные двигатели могут быть слишком тяжелыми, из-за чего проседает кормовая часть. Это ведет к потере управляемости. В этом случае можно переместить груз ближе к носу.

Читайте так же:
Обозначение регулировок карбюратора бензопилы

В процессе установки производится регулировка угла наклона мотора. От регулировки дифферента будет зависеть управляемость, скорость судна и расход топлива.

Советы и рекомендации

Существует ряд рекомендаций, способных повысить эффективность применения моторов.

  • Замена алюминиевого винта небольшой массы на тяжелый винт из стали способно увеличить эффективность мотора.
  • Чем больше загрузка лодки, тем больше топлива будет потреблять мотор. Отправляясь в дорогу не берите с собой лишний груз.

Установка мотора на лодке процесс простой, но требующий внимания и определенного навыка. Правильно установленный двигатель позволит добиться максимальной скорости передвижения без лишних усилий.

Технические характеристики лодочного мотора Меркурий 5 М

Лодочный мотор Меркурий 5 М 2-такта

Лодочный мотор Меркурий 5 М 2-такта

Лодка за свою цену получилась действительно качественной и продуманной в плане конструкции, основными материалами выступают алюминиевый сплав и нержавеющая сталь.

Для лучшего вида и долговечности лодка получила антикоррозийное покрытие, лакокрасочное покрытие наноситься в несколько слоев.

Запускается Меркурий 5 М вручную, такая система позволяет применять лодки для движения байдарок, можно установить на надувные лодки или маломерные модели.

Для упрощенной транспортировки лодки предусмотрены ручки.

Среди прочих особенностей мотора Меркурий 5 М можно выделить:

  • Отличная маневренность и простота в управлении, проводится румпелем увеличенного диаметра;
  • Для лучшей очистки цилиндра мотора от плохих газов предусмотрена система петлевой продувки;
  • Добраться к любой зоне водоема помогает регулировка мотора в шести позициях;
  • Встроенный топливный бак на 2,5 литра, внешний бак емкостью до 12 литров;
  • Доступно немало регулировок наклона мотора.

Производитель уверен в качестве своих моторов, поэтому от завода выдается гарантия на 3 года.

Конструкция продумана досконально, например для более тихой и стабильной работы выхлопные газы выводят через специальный винт, а для чувствительного управления предусмотрена вращающаяся дроссельная рукоятка.

Читайте так же:
Как регулировать напряжение с помощью переменного резистора

Установка гидрокрыла на судно

Второе название данной установки – гидрофоил. Это оборудвание часто используется для установки на гидромоторы высокого уровня мощности, которые были монтированы на судна не отличающиеся большими размерами.

Если устанавливать такое оборудование на лодочный мотор с меньшей мощностью, то можно добиться выхода судна на глиссирование, когда это в большей мере становится невозможным. Наши специалисты выполнят правильную установку и настройку гидрокрыла на антикавитационной пластине, которая обеспечивает плавсредству дополнительную подъемную силу и позволяет выйти на глиссирование.

Чтобы изготовить подходящее гидрокрыло, необходимо затратить большое количество времени, но данная работа будет весьма полезной. Если судно обратившегося клиента не превышает длину в 3 метра, а мотор обладает мощностью в 3,5 лошадиные силы, то с помощью данной установки лодка сможет быстро выйти на режим глиссирования и находиться в нем продолжительное время.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector